«Утверждено» «Согласовано» «Рассмотрено» Директор ГБОУ РД РМЛИ ДОД Руководитель кафедры фоl/ ч / / Б.А.Ханукаев/ _/ Панкова J1.B./ Протокол Протокол кафедры № №1 от «28» августа2 0 2 1 г. от«& 7» Приказ 021 . Р1 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА среднего общего образования Информатика Разработчик Панкова Л .В. на основе авторской программы Л.JI.Босовой, А.Ю.Босовой. Утверждена на заседании педагоги ческого совета Протокол № _____ от« » 2021 г. 2021-2022учебный год г. Махачкала Пояснительная записка Цельюреализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «Информатика»является усвоение содержания учебного предмета «Ин форматика» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и основной образовательной программой среднего общего образования образова тельной организации. Программа рассчитана: на 69часов {естественно-научный и гуманитарный профили), со следующим распределением часов по годам обучения / классам: 1год обучения / 10 класс -35часов; 2 год обучения / 11 класс -34 часа. Главными задачами реализации учебного предмета «Информатика» являются: • Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационно го моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных по следствиях процесса информатизации общества. • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты ин формации, информационного моделирования. • Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельно сти в современном обществе. • Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. • Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработ ки данных. • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные систе мы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню. • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью. Технологии, используемые в обучении: • Традиционная технология обеспечивается фронтальная работа с классом; развитие речи; усвоение и закрепление учебного материала рассматривается в классе, для исправления ошибок и устранения возникших вопросов. • Проектная технология для развития познавательных навыков учащихся; дает возможность самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информаци онном пространстве, развивается критическое и творческое мышление; хорошо видна связь изучаемого материала с математикой, физикой, биологией, химией и приме нение в жизни знаний по информатике. • Здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления здоровья учащихся; сохраняется здоровье, учение становится радостью, а не тяжкой обязанностью. • Игровые технологии для снятия напряжения, возможно, для лучшего усвоения сложногомагериала; активизируется инициатива и творческое самовыражение учащихся, мотивированность на обу чение. • Технология дифференцированного разноуровневого обучения, применение заданий разного уровня; появляется возможность у ученика работать в своем темпе; каждый ребенок может сделать оценку своих возможностей и результатов. • Электронное обучение возможность работать в дружественной мотивированной информационно-образовательной сре де; способствует лучшему пониманию, запоминанию, усвоению материала. Методы и формы контроля: • Опрос • Самостоятельная работа • Тест, как система небольших по объему заданий, охватывает в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом. • Контрольная работа • Различные виды практических и лабораторных работ позволяют сформировать компью терную грамотность у учащихся. • Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. • Метод проектов. Формы промежуточной аттестации: 11 класс Пробный экзамен в форме ЕГЭ по выбору учащегося Учебник: 1. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Л.J1.Босова, А.Ю.Босова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. 2. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Пособие для обучающегося: 1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шейна Т.Ю. Практикум по информатике и ИКТ для 10-11 классов. Базовый уровень. Информатика. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 . 2. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Ла боратория базовых знаний, 2004. Пособие для педагога: 1. Информатика. Примерная рабочая программа. 10-11 класса. Базовый уровень: учебно методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. Электронные образовательные ресурсы: 1. Материалы авторской мастерской Л.Л.Босова -metodist.lbz.ru Контрольно-измерительные материалы: 1. Информатика. 10 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, А.А.Лобанов, Т.Ю.Лобанова.- М.: БИНОМ. Лаборатория зна ний, 2018. 2. Информатика. 11 класс. Базовый уровень. Самостоятельные и контрольные работы. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Н.А. Аквилянов,- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 201 8. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Информатика» Планируемые результаты - личностные и метапредметные по учебному предмету «Ин форматика». Личностные результаты: - Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. - Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проект ной и других видах деятельности. - Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. - Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успеш ной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей про фессии и возможностей реализации собственных жизненных планов. Метапредметные результаты - Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществ лять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать ус пешные стратегии в различных ситуациях. - Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты. - Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельно сти, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников. - Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Планируемые результаты Предметные Выпускник получит возможность нау Выпускник научится читься 1Окласс / 1гэд обучения аргументировать выбор программного обес печения и технических средств ИКТ для решенияпрофессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персональногокомпьютера и классификации его программного обеспечения; применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средствИКТ; использовать готовые прикладные компью терные программы в соответствии с типом решаемыхзадач и по выбранной специализа ции: соблюдать санитарно-гигиенические требо вания при работе за персональным компью тером всоответствии с нормами действующих СанПиН; переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестна дцатеричную. и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатерич ной системахсчисления; определять информационный объем графиче ских и звуковых данных при заданных условияхдискретизации; строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения; создавать структурированные текстовые до кументы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств; использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира: строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, ис пользуя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позво ляют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах; классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; понимать основные принципы устройства со временного компьютера и мобильных элек тронных устройств; использовать правила безопасной и эконо мичной работы с компьютерами и мобильны ми устройствами; понимать принцип управления робототехни ческим устройством; осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей; диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет ихзаражения компьютерным виру сом; использовать сведения об истории и тенден циях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распре деленных вычислительных систем и парал лельной обработкой данных; узнать о том, какие задачи решаются с помо щью суперкомпьютеров; узнать, какие суще ствуют физические ограничения для характе ристик компьютера; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатерич ной системах счисления; использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике; выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебрылогики, в том числе и при составлении поисковых запросов; планировать и выполнять небольшие иссле довательские проекты с помощью компьюгеров;_____________________________________ использовать средства ИКТ для статистиче ской обработки результатов экспериментов; 11 класс / 2год обучения использовать электронные таблицы для вы полнения учебных заданий из различных предметныхобластей; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученныеданные для публикации; определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; соз давать иа ихоснове несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальномалгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с использованием ком пьютера или вручную) несложные алгоритмыуправления исполнителями и анализа чи словых и текстовых данных; создавать на алгоритмическом языке про граммы для решения типовых задач базового уровня изразличных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций; понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы,размер используемой памяти); находить оптимальный путь во взвешенном графе; использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объек тов ипроцессов. в том числе оценивать число вые параметры моделируемых объектов и процессов, атакже интерпретировать резуль таты, получаемые в ходе моделирования ре альных процессов; использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базахданных (в том числе вычисляемые запро сы), выполнять сортировку и поиск записей в базе данных; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных; использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интер нете; вестипоиск в информационных системах; использовать сетевые хранилища данных и разрабатывать и использовать компьютерно математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процес сов; интерпретировать результаты, получаемые входе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмегсоответствия реальному объекту или процессу; использовать знания о постановках задач по иска и сортировки, их роли при решении за дач анализаданных; получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи,сравнивать эти алгоритмы с точки зре ния времени их работы и используемой памя ти; применять навыки и опыт разработки про грамм в выбранной среде программирования, включаят естирование и отладку программ; использовать основные управляющие конст рукции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выпол нять созданные программы; использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов; применять базы данных и справочные систе мы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных; использовать компьютерные сети и опреде лять их роли в современном мире; узнать базовыепринципы организации и функциониро вания компьютерных сетей, нормы информа ционной этики иправа; анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете; понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство; критически оценивать информацию, полу ченную из сети Интернет; использовать принципы обеспечения инфор мационной безопасности, способы и средст- облачные сервисы; использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные)информационные ресурсы интернетсервисов и виртуальных пространств коллективноговзаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета. ваобеспечения надежного функционирования средств ИКТ. ___ _______________________________ Содержание программы Введение. Информация и информационные процессы Роль информации и связанных с ней процес сов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предна значенных для хранения и обработки в авто матизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаи модействие. Универсальность дискретного представления информации 10 класс Глава 1. Информация и информационные про цессы § 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура 1.Информация, её свойства и виды 2.Информационная культура и информационная грамотность 3.Этапы работы с информацией 4.Некоторые приёмы работы с текстовой инфор мацией § 2. Подходы к измерению информации 1.Содержательный подход к измерению инфор мации 2.Алфавитный подход к измерению информации 3.Единицы измерения информации § 3. Информационные связи в системах различ ной природы 1.Системы 2.Информационные связи в системах 3.Системы управления § 4. Обработка информации 1.Задачи обработки информации 2.Кодирование информации 3.Поиск информации § 5. Передача и хранение информации 1.Передача информации 2.Хранение информации 1Окласс Глава 3. Представление информации в компью тере § 14. Кодирование текстовой информации 1.Кодировка ASCII и её расширения 2.Стандарт UNICODE 3.Информационный объём текстового сообщения § 15. Кодирование графической информации 1.Общие подходы к кодированию графической информации 2.0 векторной и растровой графике 3.Кодирование цвета 4.Цветовая модель RGB 5.Цветовая модель HSB 6.Цветовая модель CMYK § 16. Кодирование звуковой информации 1.Звук и его характеристики 2.Понятие звукозаписи 3.Оцифровка звука Математические основы информатики 1Окласс Тексты и кодирование. Равномерные и не 1. Информация и информационные процессы равномерные коды. Условие Фано. § 4. Обработка информации 4.2. Кодирование информации Системы счисления Юкласс Глава 3. Представление информации в компью Сравнение чисел, записанных в двоичной, тере восьмеричной и шестнадцатеричной систе § 10. Представление чисел в позиционных систе мах счисления. мах счисления Сложение и вычитание чисел, записанных в 1.Общие сведения о системах счисления этих системах счисления 2.Позиционные системы счисления 3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систе му счисления §11. Перевод чисел из одной позиционной сис темы счисления в другую 5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q 6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления 7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием р в систему счисления с основанием q 8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q 9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных сис темах счисления § 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления 1.Сложение чисел в системе счисления с основа нием q 2.Вычитание чисел в системе счисления с осно ванием q 3.Умножение чисел в системе счисления с осно ванием q 4.Деление чисел в системе счисления с основани ем q 5.Двоичная арифметика § 13. Представление чисел в компьютере 1.Представление целых чисел 2.Представление вещественных Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Юкласс Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквива лентные преобразования логических выра жений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений. логики § 17. Некоторые сведения из теории множеств 1.Понятие множества 2.Операции над множествами 3.Мощность множества § 18. Алгебра логики 1.Логические высказывания и переменные 2.Логические операции 3.Логические выражения 4. Предикаты и их множества истинности § 19. Таблицы истинности 1.Построение таблиц истинности 2.Анализ таблиц истинности §20.Преобразование логических выражений 1.Основные законы алгебры логики 2.Логические функции 3.Составление логического выражения по табли це истинности и его упрощение § 21. Элементы схем техники. Логические схемы. 1.Логические элементы 2.Сумматор 3.Триггер § 22. Логические задачи и способы их решения 1.Метод рассуждений 2.Задачи о рыцарях и лжецах 3.Задачи на сопоставление. Табличный метод 4.Использование таблиц истинности для решения логических задач 5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений 11 класс Глава 3. Информационное моделирование § 10. Модели и моделирование 3. Графы, деревья и таблицы §11. Моделирование на графах 1. Алгоритмы нахождения кратчайших путей Дискретные объекты Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оп тимального пути между вершинами ориенти рованного ациклического графа; определения количества различных путей между верши нами). Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов окру жающего мира. Бинарное дерево Алгоритмы и элементы программирования Алгоритмические конструкции. Подпро 11 класс граммы. Рекурсивные алгоритмы. Табличные Глава 2. Алгоритмы и элементы программирова величины (массивы) ния Запись алгоритмических конструкций в вы § 5. Основные сведения об алгоритмах бранном языке программирования 1.Понятие алгоритма. Свойства алгоритма 2. Способы записи алгоритма § 6. Алгоритмические структуры 1. Последовательная алгоритмическая конструкция 2. Ветвящаяся алгоритмическая конструкция 3. Циклическая алгоритмическая конструкция Составление алгоритмов и ихпрограммная 11 класс реализация Этапы решения задач на компьютере. Операторы языка программирования, основ ные конструкции языка программирования. Типы и структуры данных. Кодирование ба зовых алгоритмических конструкций на вы бранном языке программирования. Интегрированная среда разработки программ на выбранном языке программирования. Интерфейс выбранной среды. Составление алгоритмов и программ ввыбранной среде программирования. Приемы отладки программ Проверка работоспособности про грамм с использованием трассировочных таблиц. Разработка и программная реализация алго ритмов решения типовых задач базового уровня изразличных предметных областей Примеры задач: - алгоритмы нахождения наибольшего (или наименьшего) из двух, трех, четырех задан ных чисел без использования массивов и циклов, а также сумм (или произведений) элементов конечной числовой последова тельности (или массива);алгоритмы анализа записей чисел в позиционной системе счисления; алгоритмы решения задач методом перебора (поиск НОД данного натурального числа, проверка числа на простоту и т. д.);алгоритмы работы с элементами мас сива с однократным просмотром массива: линейный поиск элемента, вставка и удале ние элементов в массиве, перестановка эле ментов данного массива в обратном порядке, суммирование элементов массива, проверка соответствия элементов массива некоторому условию, нахождение второго по величине наибольшего (или наименьшего) значения. Алгоритмы редактирования текстов (замена символа/фрагмента, удале ние и вставка символа/фрагмента, поиск вхождения заданного образца). Постановка задачи сортировки Анализ алгоритмов Определение возможных результатов работы простейших алгоритмов управления испол нителями и вычислительных алгоритмов. Определение исходных данных, при которых алгоритм может дать требуемый результат. Сложность вычисления: количество выпол- Глава 2. Алгоритмы и элементы программирова ния § 7. Запись алгоритмов на языках программиро вания 1. Структурная организация данных 2. Некоторые сведения о языке программирова ния Pascal § 8. Структурированные типы данных. Массивы 1. Общие сведения об одномерных массивах 2. Задачи поиска элемента с заданными свойства ми 3. Проверка соответствия элементов массива не которому условию 4. Удаление и вставка элементов массива 5. Перестановка всех элементов массива в обрат ном порядке 6. Сортировка массива § 9. Структурное программирование 1. Общее представление о структурном програм мировании 2. Вспомогательный алгоритм 3. Рекурсивные алгоритмы 4. Запись вспомогательных алгоритмов на языке Pascal 11 класс Глава 2. Алгоритмы и элементы программирова ния § 5. Основные сведения об алгоритмах 3. Понятие сложности алгоритма § 7. Запись алгоритмов на языках программиро вания 3. Анализ программ с помощью трассировочных ненных операций, размер используемой па таблиц мяти; 4. Другие приёмы анализа программ зависимость вычислений от размера исход ных данных Математическое моделирование 11 класс Представление результатов моделирования в Глава 1. Обработка информации в электрон виде, удобном для восприятия человеком. ных таблицах 11 класс Графическое представление данных (схемы, Глава 3. Информационное моделирование таблицы, графики). § 10. Модели и моделирование Практическая работа с компьютерной моде 1. Общие сведения о моделировании лью по выбранной теме. 2. Компьютерное моделирование Анализ достоверности (правдоподобия) ре зультатов экспериментов. Использование сред имитационного модели рования (виртуальных лабораторий) для про ведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности Использование программных систем и сервисов Компьютер — универсальное устройство об Юкласс работки данных Программная и аппаратная Глава 2. Компьютер и его программное обеспе организация компьютеров и компьютерных чение систем. Архитектура современных компью § 6. История развития вычислительной техники теров. Персональный компьютер. Многопро 1.Этапы информационных преобразований в об цессорные системы. Суперкомпьютеры. Рас ществе пределенные вычислительные системы и об 2.История развития устройств для вычислений работка больших данных. Мобильные циф 3.Поколения ЭВМ ровые устройства и их роль в коммуникаци §7. Основополагающие принципы устройства ях. Встроенные компьютеры. Микрокон ЭВМ троллеры. Роботизированные производства. 1.Принципы Неймана-Лебедева Выбор конфигурации компьютера в зависи 2.Архитектура персонального компьютера мости от решаемой задачи. Тенденции разви 3.Перспективные направления развития компью тия аппаратного обеспечения компьютеров. теров Программное обеспечение (ПО) компьюте § 8. Программное обеспечение компьютера ров и компьютерных систем. Различные ви 1.Структура программного обеспечения ды ПО и их назначение. Особенности про 2.Системное программное обеспечение граммного обеспечения мобильных уст 3.Системы программирования ройств. 4.Прикладное программное обеспечение Организация хранения и обработки данных, в § 9. Файловая система компьютера том числе с использованием интернет- 1.Файлы и каталоги сервисов, облачных технологий и мобильных 2.Функции файловой системы устройств. Прикладные компьютерные про 3.Файловые структуры граммы, используемые в соответствии с ти пом решаемых задач и по выбранной специа 11 класс лизации. Параллельное программирование. Глава 5. Основы социальной информатики Инсталляция и деинсталляция программных § 18. Информационное право и средств, необходимых для решения учебных информационная безопасность задач и задач по выбранной специализации. 1 Правовое регулирование в области информа Законодательство Российской Федерации в ционных ресурсов области программного обеспечения. Спосо 2 Правовые нормы использования программного бы и средства обеспечения надежного обеспечения функционирования средств ИКТ. Приме нение специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ. Безопасность, гигиена, эргономика, ресур сосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования Подготовка текстов и демонстрационных ма териалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разра ботка структуры документа, создание гипер текстового документа. Стандарты библио графических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллектив ная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Про граммы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи Работа с аудиовизуальными данными Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использовани ем различных цифровых устройств (цифро вых фотоаппаратов и микроскопов, видеока мер, сканеров и т. д.). Обработка изображе ния и звука с использованием интернет- и мобильных приложений. Использование мультимедийных онлайнсервисов для разработки презентаций про ектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети Электронные (динамические) таблицы. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического модели рования) Юкласс Глава5. Современные технологии создания и об работки информационных объектов § 23. Текстовые документы 1.Виды текстовых документов 2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации 3.Создание текстовых документов на компьютере 4.Средства автоматизации процесса создания до кументов 5.Совместная работа над документом 6.Оформление реферата как пример автоматиза ции процесса создания документов 7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации Юкласс Глава5. Современные технологии создания и об работки информационных объектов § 24. Объекты компьютерной графики Компьютерная графика и её виды 2.Форматы графических файлов 3.Понятие разрешения 4.Цифровая фотография § 25. Компьютерные презентации 1.Виды компьютерных презентаций. 2.Создание презентаций 11 класс Глава 1. Обработка информации в электронных таблицах § 1. Табличный процессор. Основные сведения 1. Объекты табличного процессора и их свойства 2. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных 3. Копирование и перемещение данных § 2. Редактирование и форматирование в таблич ном процессоре 1. Редактирование книги и электронной таблицы 2. Форматирование объектов электронной табли цы § 3. Встроенные функции и их использование 1. Общие сведения о функциях 2. Математические и статистические функции 3. Логические функции 4. Финансовые функции 5. Текстовые функции § 4. Инструменты анализа данных 1. Диаграммы 2. Сортировка данных 3. Фильтрация данных 4. Условное форматирование 5. Подбор параметра И класс Базы данных Глава 3. Информационное моделирование Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений § 12. База данных как модель предметной области 1. Общие представления об информационных об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Связи системах 2. Предметная область и её моделирование между таблицами. Схема данных. Поиск и выбор в базах дан 3. Представление о моделях данных 4. Реляционные базы данных ных. § 13. Системы управления базами данных Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз дан 1. Этапы разработки базы данных ных при решении учебных и практических 2. СУБД и их классификация 3. Работа в программной среде СУБД задач 4. Манипулирование данными в базе данных Информационно-коммуникационные технологии. Работа в информационном пространстве 11 класс Компьютерные сети Глава 4. Сетевые информационные технологии Принципы построения компьютерных сетей. § 14. Основы построения компьютерных сетей Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в 1. Компьютерные сети и их классификация сети 2. Аппаратное и программное обеспечение ком Интернет. Система доменных имен. Браузе пьютерных сетей ры. 3. Работа в локальной сети Аппаратные компоненты компьютерных се 4. Как устроен Интернет тей. 5. История появления и развития компьютерных Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб сетей страницы с сервером. Динамические страницы. Разработка интер § 15. Службы Интернета 1. Информационные службы нет-приложений Сетевое хранение данных. Облачные серви 2. Коммуникационные службы сы. 3. Сетевой этикет § 16. Интернет как глобальная информационная Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск информации в сети Ин система тернет. Использование языков построения 1. Всемирная паутина запросов. Другие виды деятельности в сети 2. Поиск информации в сети Интернет Интернет. Геолокационные сервисы реально 3. О достоверности информации, представленной на веб-ресурсах го времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т. п.); интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п. Социальная информатика Социальные сети И класс — организация коллективного взаимодейст Глава 5. Основы социальной информатики вия и обмена данными. § 17. Информационное общество Сетевой этикет: правила поведения в кибер 1. Понятие информационного общества 2. Информационные ресурсы, продукты и услуги пространстве. Проблема подлинности полученной инфор 3. Информатизация образования мации. Информационная культура. Государ 4. Россия на пути к информационному обществу ственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образо вательные ресурсы Информационная безопасность. Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компью терных сетях и компьютерах. Общие про блемы защиты информации и информацион ной безопасности АИС. Электронная под пись, сертифицированные сайты и докумен ты. Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности 11 класс Глава 5. Основы социальной информатики § 18. Информационное право и информационная безопасность 1. Правовое регулирование в области информа ционных ресурсов 2. Правовые нормы использования программного обеспечения 3. О наказаниях за информационные преступле ния 4. Информационная безопасность 5. Защита информации Тематическое планирование № Название тематическо го раздела в соответствии с ПОО СОО Количество часов Название темы Общее Теория Практика 6 3 3 9 5 4 8 5 3 9 'j 6 5 3 2 1 1 1 0 0 1 6 2 4 9 4 5 8 4 4 5 2 п 3 1 2 10 класс (35 часов) 1 Введение. Информация и инфор мационные процессы 3 4 5 6 Математические основы информатики Использование программных систем и сервисов Информация и информацион ные процессы Представление информации в компьютере Элементы теории множеств и алгебры логики Современные технологии создания и обработки инфор мационных объектов Компьютер и его программ ное обеспечение Итоговое повторение Резерв 11 класс (34 часа) 1 Использование программных систем и сервисов 2 Алгоритмы и элементы программиро вания 3 Использование программных систем и сервисов Информационно комму 4 Обработка информации в электронных таблицах Алгоритмы и элементы про граммирования Информационное моделиро вание Сетевые информационные технологии никационные техноло гии. Работа в информа Основы социальной инфор ционном пространстве матики 5 Итоговое повторение 2 2 0 6 Резерв 1 0 1