Рабочая программа среднего общего образования (10-11 класс) по предметной дисциплине «обществознание» (профильный уровень).pdf

Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 10-11 классов составлена
документами:

в соответствии

с

правовыми и нормативными

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
2. Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской 3. Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
5. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
6. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных
учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
9. Рабочие программ по обществознанию, экономике, праву 10-11 классы/ Авт.-сост. Т.А. Корнева. - М.:Глобус, 2018 г.-192с.(Образовательный стандарт).
10. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г № 996-р Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года.
Приказ Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся».
11. Рабочая программа воспитания учащихся на уровне основного и среднего общего образования ГБОУ РД «РМЛИ ДОД»
12. Учебный план ГБОУ РД «РМЛИ ДОД» на 2021 – 2022 уч. г.
Учебно-методический комплект
1.Обществознание: Профильный уровень: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М.
Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2018.

2. Обществознание: Профильный уровень : учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, и др.]; под
ред. Л. Н. Боголюбова и др. — М. : Просвещение, 2018..
3.Обществознание. Практикум. 10 класс. Пособие для учителя. Профильный уровень под ред. Л.Н Боголюбова. М. «Просвещение». 2016 год.
В учебном плане для изучения обществознания отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель в 10 классе, 34 учебных недели в 11
классе. В соответствии с календарным учебным графиком работы ГБОУ РД «Республиканский многопрофильный лицей-интернат для
одаренных детей» и расписанием уроков на 2019-2020 учебный год отдельные учебные занятия выпали на государственные праздники
Российской Федерации: 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая. Поэтому предлагаемая рабочая программа составлена:
- в 10 классе на 70 часов;
- в 11 классе на 68 часов.
Цели программы изучения обществознания формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и
предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Программа направлена на достижение следующих целей:
 развитие личности в период юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления,
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности
гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании
общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека
и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и
высшего профессионального образования или для самообразования;
 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения,
установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
 Задачи обучения:
 содействие самоопределению личности, созданию условий для ее реализации;
 формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;
 воспитание гражданственности и любви к Родине;

 создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нем, адекватных современному уровню научных
знаний;
 выработка основ нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры;
 интеграция личности в систему национальных и мировой культур;
 содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими,
религиозными и социальными группами;
 помощь в реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих
подходов;
 ориентация обучающихся на гуманистические и демократические ценности.
 Образовательные задачи:
 углубление знаний учащихся по общественным наукам;
 развитие у старшеклассников умения анализировать и оценивать события экономической, политической, социальной жизни,
определять свое отношение к ним;
 создавать предпосылки для дальнейшего образования выпускников средней школы в высших учебных заведениях.
Основные направления воспитательной деятельности:
1. Гражданское воспитание
2. Патриотическое воспитание
3. Духовно – нравственное воспитание
4. Эстетическое воспитание
6. Трудовое воспитание
7. Экологическое воспитание
8. Ценности научного познания
 Воспитательные задачи:
 формирование гуманистического мировоззрения, необходимых моральных ориентиров, политической и правовой культуры,
экономической, социальной и экологической культуры;
 формирование знаний и интеллектуальных умений, необходимых для выполнения типичных видов деятельности каждого
гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
 содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей,
приверженности демократическим ценностям;
 Развивающие задачи:
 создание условий для развития личности подростка, приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
 развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации;
 создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности
подростка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;
 интеллектуальное и духовное развитие личности подростка;

 способствование социализации молодого человека, пониманию им многообразия современного мира и необходимости диалога между
представителями разных культур и цивилизаций.
Формы контроля:
 контрольная работа;
 семинарские занятия с использованием документов учебника и привлеченных дополнительных материалов из хрестоматий и других
источников;
 уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и из заданий, ориентированных на
вторую и третью часть Единого государственного экзамена;
 самостоятельные работы обучающихся с учебником, задания, направленные на групповую форму;
 написание сочинений-эссе;
 уроки-презентации, творческие лаборатории, уроки-проекты и др.
 уроки с использованием мультимедиа.









Формы организации учебного процесса
классно-урочная;
индивидуальная;
групповая;
индивидуально-групповая;
фронтальная;
практикумы;
проектно-исследовательская.
Используемые педагогические технологии:
Технология

Технология
критического
мышления

Ожидаемый результат
Развитие навыков самостоятельной
продуктивной деятельности по
выработке собственного мнения
решения проблемы.
-Повышения интереса к процессу
обучения и активного

Практическое применение
- «Устный конспект»,
- построение кластеров – схем,
- составление
ответа, изучение логики эссе: ( тема –контекст
проблема – аргументы
вывод); - мозговая атака;

Технология
проектного
обучения

ИКТ – технологии

Технология

учебного материала;
- культуры письма: формирования навыков
написания текстов различных жанров;
- информационной грамотности: развития
способности к самостоятельной
аналитической и оценочной работе с
информацией любой сложности;
- социальной компетентности:
формирования коммуникативных навыков
и ответственности за знание.

- чтение с вопросами;
- синквейны;
- «продвинутая лекция»;
- эссе;
- ключевые термины;
- перепутанные
цепочки;
- взаимоопрос.

Умение взаимодействовать в
команде, распределять роли. Умения
конструировать собственные знания,
ориентироваться в информационном
пространстве. Презентация
результатов собственной
деятельности.
Экономия времени, наглядность,
своевременный индивидуальный и
фронтальный контроль усвоения
темы, раздела. Повышение
познавательного интереса
обучающихся, создание ситуации
успешности на уроке.

Через создание проектов
разного вида:
Учебные,
информационные,
исследовательские,
творческие, ролевые,
игровые.
Презентации MS
PowerPoint как лекции,
задания, наглядность.
Индивидуальное
тестирование посредством
имеющихся в медиатеки
программ.. Работа в сети
Интернет по поиску,
классификации
информации при создании
проектов, изучения новой
темы.
Моделирование жизненных

-Постоянное, активное

интерактивного
обучения

взаимодействие всех обучающихся.

Цель
Формирование понятийного аппарата
обучающихся

Психологическая и технологическая
подготовка обучающихся к ЕГЭ.
Восполнение пробелов в усвоении курса
отдельных обучающихся (отсутствие
базовых
знаний, пропуски уроков и т.п.)
Развитие умений работать с печатной
информацией.

ситуаций, использование
ролевых игр, совместное
решение проблем
через работу в парах,
дискуссии, дебаты,
«аквариум», «карусель».

Используемые формы и методы:
Формы и методы
Изучение логики составления определения,
тестовые и логические задания на систему
запоминания, понимания и
воспроизведения основных понятий и
терминов; игровые моменты.
Контроль знаний в форме тестов с
различными типами заданий.
Индивидуальные карточки - задания (работа
с текстом учебника)

Различные варианты работы с текстом:
устный конспект, перевод текста в схему
или таблицу, ответы на поставленные
учителем вопросы; постановка вопросов по
тексту; составление тестов и т.д.

Планируемые результаты освоения учебного предмета и система их оценки
Изучение обществознания на профильном уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:


развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению
социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и
уверенно ориентироваться в ее потоке;



воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и
демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;



освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для
эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и
самообразования;



овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов
познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в
сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных
национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в
области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.











Программа предполагает обучение учащихся
работе с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства
коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическому восприятию и осмыслению разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации
социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;
участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументация своей позиции;
оппонирование иному мнению;
осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработка индивидуальных и групповых ученические
проектов;
подготовка рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;
осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных
формах самоуправления.
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен




знать/понимать
социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;























основные социальные институты и процессы;
различные подходы к исследованию проблем человека и общества;
особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;
уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в
жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;
осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных
неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица,
диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать
в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной
системы, социальных качеств человека);
раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;
осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих
актуальные проблемы жизни человека и общества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации;








самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия
информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
нравственной оценки социального поведения людей;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным
положением;
приобретение практического опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит данный учебный
предмет.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего и среднего
общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования.
Результаты образования включают:
 предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
 метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках
образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
 личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации обучающихся и др.)
Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых
результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений.
Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода
сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого
большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны
ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.
Оценка личностных результатов.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в
три основных блока:
1) самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли
обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю
и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения,
видеть сильные и слабые стороны своей личности;
2) смыслообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой
системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и
стремления к преодолению этого разрыва;

3) морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их
социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной
дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:
 сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении
обучающегося к образовательному учреждению;
 ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми
компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего
обучающийсяа» как пример для подражания;
 сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества
исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира;
развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;
 сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего
успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
 сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы,
любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации
достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
 знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем; способности
к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка метапредметных результатов.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий, обучающихся (регулятивных,
коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной
деятельности и управление ею. К ним относятся:
 способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и
искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе
оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
 умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных
источников;
 умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебнопознавательных и практических задач;
 способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
 умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты
своих действий.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового
характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг
сформированности основных учебных умений.
Оценка предметных результатов.
Объектом оценки предметных результатов является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговой проверочной работы. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания учитываются
при определении итоговой оценки.
Предметом итоговой оценки обучающимися является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для
продолжения образования.
Основным инструментом итоговой оценки является итоговая контрольная работа – система заданий различного уровня сложности по
предмету.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью промежуточных диагностических работ, направленных на
определение уровня освоения темы обучающимися.
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному
предмету:
 способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с
использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.














Учебно - методические средства обучения.
Обществознание в схемах и таблицах. А.В. Махоткин. М.: Эксмо,2012.
Поурочные планы. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень. Е.Н. Сорокина. Москва.ВАКО.2009 г
Словарь терминов и понятий по обществознанию. А.М. Лопухов. М.: Айрис - пресс,2010
Поурочные планы. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. Е.Н. Сорокина. Москва. ВАКО.2008 г.
Обществознание. 9-11 классы. Тестовые задания. В.С. Медведева. Волгоград. «Учитель»,2008.
Разработанные учителем презентации уроков Microsoft PowerPoint
Коллекция видеофрагментов, электронных схем, таблиц, диаграмм, иллюстраций (из личной коллекции учителя);
Проектор, ПК, Интернет;
Проверочные и тестовые материалы, в том числе разработанные учителем на основе требований КИМов, ГИА и
сориентированные на образовательные стандарты
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.:
Просвещение, 2007;
Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;
Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подго¬товки. - М.: Экзамен, 2005;
Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести¬рования. - М.: ООО «РУСТЕСТ»,
2006;

 Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИЦентр, 2007;
 Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному эк¬замену. ЕГЭ- 2007. Обществознание.
- М.: Федеральный центр тестирования, 2007.



























Литература, используемая при подготовке программы
Образовательные стандарты, примерные программы
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1487/
Стандарт среднего полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Профильный уровень
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/40.doc
Обществознание: Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37228/11_2_s.pdf
Обществознание (включая экономику и право): Примерная программа основного общего образования
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37185/11_o.pdf
Социально – гуманитарное и политологическое образование
http://www.humanities.edu.ru/index.html
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание"
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf
Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе
http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "обществознание" в условиях введения федерального компонента
государственного стандарта общего образования"
http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc
Обществоведение 10 – 11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами
учебного плана
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf
Методическое письмо "О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта
общего образования"
http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc
Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007 г. Обществознание
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37126/obsch_ege2007.pdf
Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию
http://soc.rusolymp.ru/default.asp?artID=3673
Методические рекомендации к учебнику "Обществоведение. 10 – 11-й классы"









http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27979/mto046.pdf
Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". Часть 1. 10-й класс
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/
Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". Часть 2. 11-й класс
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_2/
Обществознание. Программа 10-11-го классов
http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27999/mto066.pdf
Список литературы, рекомендованной для обучающихся

 Абрамов А.В. Основы современной цивилизации. Тесты / Под ред. О.И. Бородиной. М.: ВЛАДОС-МПГУ; Школа-Пресс, 1993.
 Агошков А.В. Обществознание. Гражданин в государстве: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных
учреждений. М.: Вентана-Граф, 2005.
 Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: за весь курс. М.: Эско, 2007.
 Баранов Г.В. Философский практикум. М.: Юнити М., 2005.
 Беляева Т.Н. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями по обществознанию. Ч. I. Шахты, 2000.
 Боголюбов Л.Н. Человек и общество. Практикум (для основ¬ной школы). М.: Гуманитарий, 1993.
 Борисов СВ. Философские беседы. М.: Учебная литера¬тура, 2005.
 Борисов СВ. Философские беседы: Рабочая тетрадь. М: Учеб¬ная литература, 2005.
 Боровик В. С, Боровик С. С. Обществознание: Учебник М.: Академия, 2006.
 Введение в обществознание: Учебное пособие для 8-9 клас¬сов общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Н. Боголюбова.
М.: Просвещение, 1996.
 Готовимся к единому государственному экзамену. Общест¬воведение / Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004.
 Гуревич П.С. Человек и культура. Основы культурологии 10-11 классы: учебник для учащихся гуманитарных школ, гимназий и
лицеев. М: Дрофа, 1998.
 Двигалева А.А. Обществознание. Экзамен на пять. СПб.:Victory, 2006.
 Доброхотов А. Ведение в философию: Рабочая тетрадь. М: Открытый мир, 1995.
 Зверева Л.И., Тувелъман А.Е. Обществознание: Краткие кон¬спекты уроков для учителя истории. 10 класс. М.: Владос, 2005.
 Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия;; для учащихся старших классов / Под редакций А.Ю. Лазебниковой
М.: Просвещение, 1993.
 Иоффе А.Н. Методические материалы по гражданскому об¬разованию. М.: Новый учебник, 2003.
 История философии в кратком изложении. М: Мысль, 1991.
 Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М., 2006.
 Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений М.:
Новый учебник, 2005.

 Книга ресурсов: Учебное пособие. М.: Новый учебник, 2003.
 Козлов Н. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. Издание второе, переработанное и
до¬полненное. М.: Новая школа, 1994.
 Корсаков Г.Г. Как сдать ЕГЭ по обществознанию на 100 бал¬лов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
 Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.:
Просве¬щение, 1997.
 Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2002.
 Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс М.: Русское слово, 2002.
 Курбатов В.И. Пособие для подготовки к единому государ¬ственному экзамену и централизованному тестированию по
обще¬ствознанию. Издание второе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
 Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие. Ижевск: Издательство
Уд¬муртского университета, 1996.
 Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». М.:
Дрофа, 2000.
 Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л. Обществознание. Еди¬ный государственный экзамен. Типовые тестовые задания 2007. М.:
Экзамен, 2007.
 Лопухов А. Беседы об историческом гуманизме. Из учебного пособия для старшеклассников // Еженедельное приложение к
газете «Первое сентября». 1995. № 4.
 Методические рекомендации по курсу «Человек и общест¬во». В 2 ч. 11 класс / Под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.:
Просве¬щение, 2001.
 .Нижников СА. Обществознание: Учебник. М.: Проспект М, 2006.
 Нижников С.А. Тесты по обществознанию. М: Экзамен, 2006.
 Никитин А. Ф. Обществознание. Базовый уровень. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2005.
 Никитин А.Ф. Обществознание: Рабочая тетрадь. 10 класс. М: Дрофа, 2005.
 Никитин А.Ф. Обществознание: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
 Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 8 клас¬са. М.: Дрофа, 2006.
 Обществознание в школе. 1998. № 4. С. 47^8.
 Обществознание в школе. 1999. № 5. С. 73-74.
 Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 1. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе.
М.: Школа-Пресс, 2000.
 Обществознание в школе. Библиотека журнала. Выпуск 8. Ч. 2. Задания и тесты по обществознанию. 11 класс. Издание второе.
М: Школа-Пресс, 2000.
 Обществознание. Профильный уровень: Учебник для
 10 класса общеобразовательных учреждений / Под редакцией
 Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой. М: Про¬свещение, 2007.

 Основы современной цивилизации. Ч. IV. Человек и общест¬во / Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой: Учебное
пособие для общеобразовательных и средних учебных заведений. М.: Бюро Денди, 1992.
 Платонов К. Занимательная психология. СПб.: Питер, 1997.
 Подольский Р. Любовь к мудрости. М.: Детская литера¬тура, 1982.
 Познай себя и других: Популярные тесты. М., 1995.
 Прихожан А. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе: Книга для учащихся. М: Просвещение, 1994.
 Рогова Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2001.
 Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983.
 Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание. Человек в обществе: Экспериментальный учебник для учащихся 10 класса
общеобразовательных учреждений. М: Вентана-Граф, 2006.
 Сбигнева Е.П., Солдатова Т.Е. Классные часы в 10-11-х классах. Издание пятое, исправленное. Ростов-на-дону: Феникс, 2005.
 Человек и общество. Обществознание: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2.
 11 класс / Под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение
 стемы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Учебно – тематическое планирование (10 кл, 68ч)
№

Название раздела

Кол час

1

11

теория
8

практика
2

контроль
1

17
9

15
8

1
1

1

Духовно-нравственное, эстетическое
Гражданское, трудовое

4
5

Социально – гуманитарные знания и
профессиональная деятельность.
Общество и человек
Деятельность как способ
существования людей.
Сознание и познание
Личность, межличностные отношения.

10
19

8
16

1
2

1
1

Ценности научного познания
Духовно-нравственное, ценности научного
познания

6

Резерв

2

Итого

68

2
3

Уроки по видам

Направление воспитательной деятельности
Духовно-нравственное, трудовое.

(11 кл, 68ч)
№

Кол час

Уроки по видам

Название раздела

Направление воспитательной деятельности
теория

практика

контроль

20

16

3

1

Духовно-нравственное, трудовое

23

18

4

1

Гражданское, патриотическое

3

Социальное развитие современного
общества
Политическая жизнь современного
общества
Духовная культура.

12

11

1

4

Современный этап мирового развития.

11

9

1

5

Резерв

2

1
2

Духовно-нравственное, эстетическое
1

Гражданское

№
п/
п
1.

2.

Наименование
раздела/темы

Кол-во
часов

Социально
–
гуманитарные
знания
и
профессиональн
ая деятельность.

11

Общество и
человек.

17

Содержание учебного предмета
10 класс (68 часов)
Содержание
Естественно-научные и социально-гуманитарные
знания, их общие черты и отличия. Социальные
науки и их классификация. Место философии в
системе обществознания. Философия и наука.
Социология, политология, социальная психология
как общественные науки. Основные этапы развития
социально-гуманитарного знания. Древние
мыслители о мире и человеке. Взгляды на общество
и человека в индустриальную эпоху. Общественная
мысль России. Философские искания XIX в.
Русская философская мысль начала XX в.
Профессиональная деятельность в сфересоциальногуманитарного знания. Потребности современного
общества в специалистах социально-гуманитарного
профиля. Основные профессии социальногуманитарного профиля. Профессиональные
образовательные учреждения.

Планируемые результаты
обучения

Предметные:
относительно целостное представление об
обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах
деятельности
людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для
школьного обществознания наук: социологии,
экономической
теории,
политологии,
культурологии, правоведения, этики, социальной
психологии и философии; понимание понятий
деятельность,индивид,индивидуальность.личност
ь,мировоззрение,познание;умение объяснять с их
позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки,
необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
умения
находить
нужную
социальную
информацию в различных источниках; адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам .
Происхождение человека и становление общества.
Предметные:
Человечество как результат биологической и
Знать и понимать понятия общество, человек,
социокультурной эволюции. Сущность человека как деятельность, мышление, цивилизация, культура,
проблема философии. Социальная сущность
прогресс, регресс, свобода; находить социальную

3.

Деятельность
как способ
существования
людей.

9

деятельности. Мышление и деятельность.
Соотношение мышления и языка. Общество,
социальные взаимодействия и общественные
отношения. Общество как форма совместной
жизнедеятельности людей. Отличия общества от
социума. Социум как особенная часть мира.
Системное строение общества. Социальная система,
ее подсистемы и элементы. Социальная система и
ее среда. Типология обществ. Уровни рассмотрения
общества: социально-философский, историкотипологический, социально-конкретный.
Восток и Запад. Цивилизационное развитие
общества. Типология цивилизаций. Смысл и
направленность общественного развития.
Формации и цивилизации. Цивилизация и культура.
Понятие культуры. Исторический процесс и его
участники. Типы социальной динамики. Факторы
изменения социума. Общественный прогресс.
Многообразие и неравномерность процессов
общественного развития. Свобода и необходимость
в человеческой деятельности. Свобода и произвол.
Свобода и ответственность. Свобода выбора.
Многообразие деятельности. Потребности и
интересы. Типология деятельности. Природа
творческой деятельности. Деятельность в сфере
духовной культуры. Сохранение и распространение
духовных ценностей. Освоение ценностей духовной
культуры. Трудовая деятельность. Социология
труда. Социальное партнерство и перспективы его
развития в России. Политическая деятельность.
Власть и политика. Типология властных
отношений. Легитимность власти.

информацию в различных источниках; адекватно
ее
воспринимать,
применяя
основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных
ценностей;

Предметные:
Знать понятия деятельность, природа, духовная
культура, власть, политика, легитимность;
социальную
информацию
в
различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины
и понятия.

4.

10
Сознание
познание.

и

Онтология и теория познания. Проблема
познаваемости мира. Понятие об агностицизме.
Познавательная деятельность. Чувственное и
рациональное познание. Истина и ее критерии.
Понятие научной истины. Относительность истины.
Истина и заблуждение. Виды и уровни
человеческих знаний. Мифологическое и
рационально-логическое знание. Жизненный опыт и
здравый смысл. Научное познание. Основные
особенности методологии научного мышления.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Социальное познание, его особенности.
Современные проблемы социальных и
гуманитарных наук. Знание и сознание.
Общественное и индивидуальное сознание.
Теоретическое и обыденное сознание.
Самопознание и самооценка. Самосознание и его
роль в развитии личности. Трудности познания
человеком самого себя.

Предметные:
Знать и понимать понятия познание ,истина,
знание, мышление, самопознание, самосознание;
находить социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных
ценностей;

Предметные:

5.

19
Личность,
межличностные
отношения.

Индивид, индивидуальность, личность. Структура
личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Периодизация развития личности. Понятие возраста
в психологии. Становление личности.
Направленность личности. Социальная установка.
Ценностные ориентации, убеждения. Социальная
принадлежность и социальная позиция. Социальное
поведение. Общение как обмен информацией.
Средства межличностной коммуникации.
Вербальное и невербальное общение. Особенности
общения в информационном обществе. Общение
как межличностное взаимодействие. Типы
взаимодействия: кооперация и конкуренция.
Общение в юношеском возрасте. Общение как
взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в
процессе общения. Идентификация в
межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и
стереотипы межличностного восприятия. Малые
группы. Группы условные. Референтная группа.
Межличностные отношения в группах. Интеграция
в группах разного уровня развития. Межличностная
совместимость. Групповая сплоченность.
Дружеские отношения. Конформность,
нонконформность, самоопределение личности.

Знать
и
понимать
понятия
индивид,
индивидуальность,
личность,
ценностные
ориентации,
эмпатия,
межличностные
отношения, конформность, фифференциация,
стратификация, семья, межличностный конф
находить социальную информацию в различных
источниках;
адекватно
ее
воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины
и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся
данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам,
событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных
ценностей;
ликт;

Групповая дифференциация. Взаимоотношения в
ученических группах. Стиль лидерства. Семья как
малая группа. Психология семейных
взаимоотношений. Тендерное поведение.
Воспитание в семье. Антисоциальные группы.
«Дедовщина» и другие формы насилия в группе.
Особая опасность криминальных групп. Конфликт.
Проблема межличностного конфликта. Структура,
функции, динамика конфликта. Пути разрешения
конфликта.

6.

№
п/
п
1.

Резерв

Наименование
раздела/темы
Социальное
развитие
современного
общества.

2

Количеств
о часов
20

11 класс (68 часов)
Содержание
Социальная структура и социальные отношения.
Социальные группы, их классификация.
Маргинальные группы. Социальные институты.
Типы и функции социальных институтов.
Социальная инфраструктура. Социальная
стратификация и мобильность. Роль экономики в
жизни общества. Экономические институты.
Влияние экономики на социальную структуру.
Качество и уровень жизни. Экономика и политика.
Экономика и культура. Социальные статусы и роли.
Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой
конфликт. Социальные роли в юношеском возрасте.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль
права в жизни общества. Правовая культура.
Социализация индивида. Отклоняющееся

Планируемые результаты
обучения
Предметные:
Знать и понимать понятия социальная сфера
общества, социальные институты, экономика,
социальный
статус,
социальная
роль,
социальные нормы, ролевой конфликт, мораль,
право, социализация, отклоняющееся поведение,
семья,
молодежь;
находить
социальную
информацию
в
различных
источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить
их
с
собственными знаниями); давать оценку

2.

Политическая
жизнь
современного
общества.

23

поведение и социальный контроль. Формы и
проявления отклоняющегося поведения. Социальные
последствия отклоняющегося поведения.
Социальное сотрудничество. Социальные интересы.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Этнос
и нация. Этническое многообразие современного
мира. Этнокультурные традиции и ценности.
Ментальные особенности этноса. Межнациональное
сотрудничество и конфликты. Проблемы
регулирования межнациональных отношений.
Конституционные основы национальной политики
России.
Демографическая ситуация в России и в
мире. Демографическая политика в России. Семья и
брак как социальные институты. Традиционные
семейные ценности. Тенденции развития семьи в
современном мире. Проблема неполных семей.
Государственная политика поддержки семьи.
Культура бытовых отношений. Социально-бытовые
интересы. Материально-вещественная среда
обитания человека. Молодежь как социальная
группа. Особенности молодежной субкультуры.
Проблемы молодежи в современной России.
Тенденции развития социальных отношений в
России. Социальные проблемы современной России.
Конституционные основы социальной политики РФ.
Политическая система, ее структура и функции.
Политический режим. Типы политических режимов.
Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и
отличия. Государство в политической системе.
Понятие бюрократии. Современная государственная
служба, ее задачи. Основные направления политики
государства. Демократия, ее основные ценности и
признаки. Проблемы современной демократии.
Делегирование властных полномочий.
Парламентаризм. Развитие традиций парламентской
демократии в России.

взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
ликт;

Предметные:
Знать понятия политика, государство, формы
власти,
парламентаризм,
демократия,
гражданское общество, правовое государство,
политическая
идеология,
политическое
лидерство, политическая партия, политическое
движение,
многопартийность,
плюрализм,
политические системы, избирательная система;
находить социальную информацию в различных
источниках; адекватно ее воспринимать,
применяя основные обществоведческие термины

Выборы в демократическом обществе.
Избирательная система. Избирательная кампания.
Избирательные технологии. Человек в политической
жизни. Политическое участие. Понятие
политической культуры. Гражданское общество и
правовое государство. Основы гражданского
общества. Общественный контроль за деятельностью
институтов публичной власти. Политическая
идеология. Политическая психология и
политическое поведение.
Политические партии и
движения. Типология политических партий.
Становление многопартийности в России. Сетевые
структуры в политике. Политическое лидерство.
Понятие и типология лидерства. Имидж
политического лидера. Группы давления
(лоббирование). Политические элиты. Типология
элит. Элита и контрэлита. Особенности
формирования элит в современной России. Истоки и
опасность политического экстремизма.
Политический терроризм, его особенности в
современных условиях. Политический конфликт.
Причины политических конфликтов, пути их
урегулирования. Место и роль СМИ в политической
жизни. Типы информации, распространяемой СМИ.
Влияние СМИ на избирателя. Политический
процесс, его формы. Развитие политических систем.
Особенности политического процесса в современной
России. Современный этап политического развития
России.

и понятия; преобразовывать в соответствии с
решаемой задачей (анализировать, обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить
их
с
собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам с
позиций одобряемых в современном российском
обществе социальных ценностей;
ликт;

3.

Духовная
культура.

12

Понятие «духовная культура». Духовное развитие
общества. Многообразие и диалог культур.

Предметные:
Знание понятий глобализация, гуманитаризация,
гуманизация;
относительно
целостное
представление об обществе и о человеке, о
сферах и областях общественной жизни,
механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для
школьного обществознания наук: социологии,
экономической
теории,
политологии,
культурологии,
правоведения,
этики,
социальной
психологии
и
философии;
понимание
понятий
деятельность,индивид,индивидуальность.личнос
ть,мировоззрение,познание;умение объяснять с
их
позиций
явления
социальной
действительности;
знания, умения и ценностные установки,
необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных
ролей в пределах своей дееспособности;
умения
находить
нужную
социальную
информацию
в
различных
источниках;
адекватно ее воспринимать, применяя основные
обществоведческие
термины
и
понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать,
конкретизировать
имеющиеся
данные,
соотносить
их
с
собственными знаниями); давать оценку
взглядам, подходам, событиям, процессам .

Толерантность. Духовная жизнь людей.
Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет.
Высшие духовные ценности. Патриотизм.
Гражданственность. Мораль и нравственность.
Нравственные ориентиры личности. Нравственная
культура. Социальная и личностная значимость
образования. Тенденции развития образования в
современном мире. Роль и значение непрерывного
образования в информационном обществе. Наука.
Функции современной науки. Этика науки. Роль
религии в жизни общества. Религия как одна из форм
культуры. Мировые религии. Принцип свободы
совести. Религия в современном мире.
Межконфессиональные отношения. Искусство. Виды
и жанры искусства. Миф и реальность современного
искусства. Массовая культура. СМИ и культура.
Роль телевидения в культурной жизни общества.

4.

11
Современный
этап мирового
развития.

5

Резерв

2

Многообразие современного мира. Особенности
традиционного общества. Достижения и
противоречия западной цивилизации. Кризис
индустриальной цивилизации. Целостность и
противоречивость современного мира. Глобальные
проблемы современности. Взаимосвязь глобальных
проблем. Глобализация и ее последствия. Процессы
глобализации и становление единого человечества.
Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные
последствия перехода к информационной
цивилизации.

№
п/п

1
2

3
4

Календарно - тематическое планирование
10 класс (68 часов)
Тема урока
Кол-во Дата Дата Домаш.зад
Часов план факт ание
Глава 1. Социально – гуманитарные знания и
профессиональная деятельность- 11 часов
Наука и философия
Человек и общество в ранних мифах и первых
философских учениях. Древний Китай и
Древняя Индия
Концепция «идеального государства» в трудах
философов Древней Греции и Древнего Китая
Философия и общественные науки в Новое
время.
Марксизм.

1

§1

1

§2

1

Сообщени
я по теме
§3

1

6

Из истории русской философской мысли.

1

Лекция и
сообщения
по теме.
§4

7

Философия евразийства

1

лекция

8

1

§5-6

9

Деятельность в социально – гуманитарной
сфере.
Мир профессий.

1

Лекция в
тет.по
задан.те
ме.

10

Наука и философия.

1

11

ПОУ по теме: Социально-гуманитарные знания
и профессиональная деятельность
Глава 2. Общество и человек- 17 часов
Становление общества. Человек как
биосоциальное существо.
Человек как проблема философии.
Мышление и деятельность.
Общество и общественные отношения.
Общество и природа.
Общество как система. Сферы общественной
жизни.
Типология обществ. Формации и цивилизации.
Цивилизационный подход. «Столкновение
цивилизаций»

1

Повторени
е пройд.
материала
повторени
е

5

1

12
13
14
15
16
17

18

Историческое развитие человечества: поиски
социальной макротеории

1
1
1
1
1
1

1

§7
§8
§9
§10
§11-12
Доклады
по теме
§13

24
25
26

Традиционное общество. Индустриальное и
постиндустриальное общество.
Теория общественно – экономических
формаций.
Исторический процесс. Факторы изменения
общества.
Проблема общественного прогресса.
Многообразие путей и форм общественного
развития.
Свобода в деятельности человека.
Свобода и ответственность.
Общество и человек.

27

Общество и человек.

1

28

ПОУ по теме: «Общество и человек»

1

Выводы к
главе
Повторени
е пройд.
материала

Сущность человеческой деятельности.
Потребности и интересы.
Многообразие видов деятельности.
Содержание и формы духовной деятельности.
Духовная жизнь общества.
Социальное партнерство.
Политическая деятельность. Соотношение
политики и морали.
Власть и властная деятельность. Типология
власти. Легитимация власти.

1

§17

1
1
1
1

§17
§18
Лекция
§19
§20

36

Деятельность как способ существования.

1

37

ПОУ по теме: «Деятельность как способ
существования людей»

1

Глава 4. Сознание и познание - 10 часов
Проблема познаваемости мира.
Чувственное и рациональное познание.

1

19
20
21
22
23

1
1
1

Лекция
Сообщени
я учеников
§14

1
1

§15
Лекция

1
1
1

§16
§16
Лекция

Глава 3. Деятельность как способ
существования людей- 9 часов
29
30
31
32
33
34
35

38
39
40
41
42
43
44

Познание и истина. Относительность истины.
Многообразие видов познания. Ненаучное
познание.
Сознание и познание.
Научное познание.
Особенности научного познания.
Социальное познание. Особенности

1
1

1
1
1

§20
Обобщаю
щая
лекция
Повторени
е
пройденно
го
материала
§21
§21,
лекция
§22
§23

1
1

§23
§24

1

§25

51

социального познания.
Знание и сознание. Теоретическое и обыденное
сознание.
Самопознание и развитие личности
Контрольная работа.
Глава 5. Личность. Межличностные
отношения - 19
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Возраст и становление личности.
Направленность личности. Влияние
темперамента на развитие личности
Социальные установки.

52

Самооценка и уровень притязаний.

1

§30

53

Способности и профессиональное
самоопределение.

1

Вопросы и
задания

54

Человек в критической ситуации.

1

55
56
57
58
59

Общение как обмен информацией.
Общение как взаимодействие.
Общение как понимание.
Малые группы
Групповая сплоченность и конформное
поведение. Нонконформизм
Типы взаимодействия.
Групповая дифференциация. Стиль лидерства.
Семья как малая группа. Гендерное поведение.
Антисоциальные группы. Особая опасность
криминальных групп.
Конфликт в межличностных отношениях.

1
1
1
1

Проблемная
лекция
§31
§32
§33
§34
§35

45
46
47

48
49
50

60
61
62
63
64
65

66
67-68

Стили общения. Самопрезентация. Деловое
общение.
ПОУ по теме: «Личность. Межличностные
отношения»
Итоговая контрольная работа по курсу 10 класса
Резерв

11 класс (68 часов)

1

§26

1
1

§27
§1-27

1
1
1

§28
§29
Проблемная
лекция
§30

1

1
1
1

1
1

§36
§37, лекция
§38
§39
Проекты
повторение

1
1

повторение

№
урока

1
2
3

4
5
6
7
8

Тема урока

Глава 1. Социальная сфера общественной жизни
– 20 часов
Социальная структура и социальные отношения
Социальные институты
Социальная стратификация и мобильность. Бедность
и неравенство. Толпа, ее свойства и основные
признаки.
Роль экономики в жизни общества. Экономика и
социальная структура.
Социальные статусы и роли
Социальные ценности и нормы
Отклоняющееся поведение. Формы социального
контроля.
Социальные интересы. Формы социального
взаимодействия.
Этнос и нация.

Кол-во
часов

Дата
план

Дата
факт

Дом.зада
ние

1
1

§1
§2

1

Лекция по
теме

1
1
1
1
1

§3
§4
§5
§6
§7

1

§8

1
1
1

§9
§10
§11
Лекция

14
15

Межэтнические отношения. Национальная политика
Демография современной России
Институт семьи и брака. Семья в современном мире
Классификация типов семьи. Функция семьи.
Традиционные семейные ценности. Государственная
политика поддержки семьи.
Быт и бытовые отношения
Молодежь в современном обществе

1
1

§12
§13

16

Начало трудовой деятельности

1

§13

17

Молодежные субкультуры. Антисоциальное
поведение
Социальная структура российского общества
ПОУ по теме: «Социальная сфера жизни общества»

9
10
11
12
13

18
19
20

21
22
23
24
25
26
27

1

1
1
1

Контрольная работа по теме: «Социальная сфера
1
жизни общества»
Глава 2. Политическая жизнь современного общества – 23 часа
Политология как наука. Политическое
1
прогнозирование.
Политическая система
1
Типы политических систем. Политический режим.
1
Демократия. Парламентаризм.
1
Государство в политической системе
1
Правовое государство и гражданское общество
1
Роль СМИ в политической жизни
1

Лекция
§14
повторение
повторение
Лекция
§15
§15
§16
§17
§18
§19,
проекты

28
29

Политическое сознание и политическое поведение
Политические идеологии

1

30
31
32

Политические партии и движения
Лидеры и элиты в политической жизни.
Имидж политического лидера

1
1

33
34
35

Тестовая работа по теме: «Политическое лидерство»
Выборы в демократическом обществе
Человек в политическом обществе

36
37
38
39
40
41
42

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Лекция
§26
§27
Лекция
Лекция
Проекты
Лекция

46

Политическое поведение
Политический конфликт
Политический процесс
Выборы в демократическом обществе
Избирательные системы
Избирательная кампания.
Политические технологии. Человек в политической
жизни.
ПОУ по теме: «Политическая жизнь современного
1
общества»
Глава 3. Духовная культура - 12 часов
Духовное развитие общества. Проблема
1
многообразия культур.
Духовный мир личности. Мировоззрение и
1
менталитет.
Мораль и нравственность. Моральные категории.
1

47
48
49

Наука
Образование
Тенденции в современном образовании

1
1

50

Роль религии в жизни общества

1

§31
§32
Лекция по
теме
§33

51

Место искусства в современном мире. Функции
искусства.
Современное искусство. Тенденции развития
Массовая культура. Сущность и особенности
массовой культуры.
Обобщение по теме: «Духовная культура»

1

§34

1
1

Проекты
§35

1

Повторение
§28 - 35
Повторение

43

44
45

52
53
54
55
56
57
58
59

1

1

1

Контрольная работа по теме: «Духовная культура»
1
Глава 4. Современный этап мирового развития - 11 часов
Многообразие современного мира. Особенности
1
индустриального общества.
Глобализация. Последствия глобализации.
1
Роль и место человека в современном мире
1
Сетевые структуры в современной мировой
политике. Сетевой терроризм.

1

§20-21
Сообщения
учеников
§22
§23
Сообщения
по теме
повторение
§24
§25

Повторение
§28
§29
§30

§36
§37
Проблемна
я лекция
§38

60

Киберпространство. Правовое регулирование

1

Лекция

61
62

1
1

проекты
§39

1

§39

1

§36-39

65

Блогосфера. Социальные сети – пятая власть
Целостность и противоречивость современного
мира.
Глобальные проблемы человечества Современный
этап мирового развития..
Обобщение по теме: «Современный этап мирового
развития»
Годовая контрольная работа «Человек и мир»

1

66

Повторение тем курса. Решение тестовых заданий.

1

Повторение
§1-39
Тестовые
задания в
форме ЕГЭ

Резерв

2

63
64

67-68

Класс

Название раздела, темы

Лист корректировки рабочей программы
Дата проведения по
Причина корректировки
плану

Дата проведения по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».